Главная > Про город > «Дороге жизни» Нягани - полвека

«Дороге жизни» Нягани - полвека


18-04-2017, 11:55. Разместил: Екатерина Путинцева
В 1959 году началось строительство железной дороги «Ивдель – Обь» - первой железной дороги на территории округа. Строительство шло десять лет. А первый поезд прошел по новой дороге чуть раньше, 2 апреля 1967 года, до станции Сергино. Два года спустя железная дорога была принята в постоянную эксплуатацию. Конечная станция – Приобье. Волею судьбы дорога врезалась в самую гущу открываемых месторождений. А для Нягани эта дорога стала настоящей дорогой жизни.

Прибытие первого поезда 2 апреля 1967 года на станцию Сергино стало поистине великим событием. Особенно для представителей коренных народов Севера, многие из которых до этого дня о поездах даже не слышали. На митинг по этому поводу съехался весь район. Напоминают о важном событии фотографии из архива центральной городской библиотеки. Хотя изначально планы на эту дорогу были совершенно другими.

«В начале 50-х годов всплыл проект поворота Оби в степи Средней Азии, - рассказывает главный библиограф краеведческого отдела Центральной городской библиотеки Наталья Крюкова. - И вся левобережная часть Оби, и наша Нягань в том числе, попадала под затопление. А здесь, в Октябрьском и Советском районах, - лучшая древесина округа, И вот в 1955-ом году совет министров СССР подписывает указ о строительстве лесовозной дороги с целью вывезти, заготовить и вывезти этот лес, а потом отдать территорию под затопление».

Между тем началась тюменская нефтяная лихорадка, и дорога стала стратегически важным объектом. Для Нягани же это означало одно: из отдаленного, заброшенного поселка она стала превращаться в развивающийся, значимый для округа населенный пункт. Сюда стали приезжать и оставаться на постоянное место жительства. Иван Иванович Радковский – один из тех, чья судьба крепко связана с железной дорогой. Он стоял у руля тепловозов, доставляющих различные грузы. Работать приходилось много, но никто не жаловался.

«Что ни поездка, все по-новому, - вспоминает ветеран железной дороги. - Раньше же не было автомобильных дорог, и весь груз шел поездами. Город тогдаь как раз строился, и мы «раскидывали» по тупикам по 800 вагонов в сутки».

Сколько и чего привозили и вывозили из Нягани, - лучше всех, наверное, знает Галина Делягина. Педагог по образованию, после переезда в Нягань, она почти 30 лет проработала на станции приемосдатчицей.

«Выгрузка была в основном на базу ОРСа и в Няганское СМУ, - вспоминает Галина Александровна. - Леса грузили, бывало, и по 40, и по 50 вагонов, и летом, и зимой. В 1976-ом на равзедку приехала геология, обнаружили нефть, позже пошли грузы для развития и нефтяного хозяйства. Ну а потом в городе высадился целый десант строителей и дорожнииков».

Менялся груз, менялись и условия работы. На смену ручному труду пришли компьютеры, однако самое главное в работе приемосдатчиков осталось без изменений.

«У приемосдатчиков в работают и руки, и ноги, и голова, - говорит Галина Делягина. - Очень много надо знать, все нюансы, где, чего, как, зачем. И ногами надо побегать. А руки для чего? Чтобы залазить на вагоны и смотреть, как запломбированы цистерны».

Как строилась железная дорога, - не понаслышке знает и Тамара Гаврилова. Её, 15-тилетнюю девчонку, привезли в Нягань родители в 1965 году. Тогда на месте будущей магистрали еще только вырубали лес и строили насыпи. А уже через два года здесь прошел первый поезд. Свою судьбу Тамара Васильевна тоже связала с железной дорогой. Билетный кассир – в то время она была в числе самых важных людей в городе.

Со временем изменилось многое. И билеты стали другие, и условия труда поменялись, да и грузы перевозить стали иные. Но железная дорога и сегодня продолжает оставаться важным связующим звеном города с большой землей.

«Пассажиропоток у нас, не смотря на все трудности и кризис, растет, - отмечает начальник железнодорожной станции «Нягань» Наталья Турчина. - Я думаю, что со временем он станет еще больше, потому что здание вокзала в конце концов будет построено. И нашим пассажирам будет очень удобно, уютно и комфортно».

Ирина Поторочина, Няганский телеканал




Вернуться назад